Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Кинотавр-2017: 10 фактов о новейшем российском кино

Кинотавр-2017 объявил программу. Ситора Алиева называет ее «самой дискуссионной программой за последние годы». Откуда авторы черпают темы и смыслы, куда направлены их взгляды, кто их герои – все это мы узнаем через три недели: фестиваль открывается 7 июня. Уже сейчас можно сказать, что в конкурсе есть и исследование реальных трагических событий прошлого («Заложники» и «Теснота»), и частные семейные истории настоящего («Аритмия» и «Близкие»), и поиски новой, лучшей жизни в будущем («Голова. Два уха», «Рок», «Три сестры»). Одни фильмы полны боли («Жги», «Турецкое седло», «Скоро все кончится»), другие пытаются шутить над окружающей реальностью («Блокбастер», «Мертвым повезло», «Мифы о Москве», «Прорубь»). Даже простое чтение названий этих картин будоражит нервы и воображение. В их ожидании, стоит пока присмотреться к тем тенденциям, которые обнаружили отборщики, посмотрев присланные в конкурс 77 полнометражных и 480 короткометражных фильмов.


1. Мужчины-режиссеры снова на коне

Мужчины вернулись в кино или не уходили оттуда? Ситора Алиева, полагает, что так называемый "женский бум" в нашем кино – явное преувеличение. По крайней мере, в этом году из 77 присланных работ только 11 были сняты режиссерами-женщинами, из них в основную конкурсную программу попал только один фильм – «Близкие», дебют актрисы Ксении Зуевой.

Близкие



2. Регионы говорят Москве «подвинься»

Десятилетиями в российском прокате и на фестивалях показывали только фильмы, произведенные в Москве и Санкт-Петербурге. В этом году целых 12 фильмов из 77 было прислано из регионов – из Уфы, Бийска, Екатеринбурга, Волгограда, Воронежа, Сергиева Посада. В прошлом году региональных работ было только 5. В программе этого года оказались картины «Мертвым повезло» режиссера из Башкирии Вадима Валиуллина и «Теснота» Кантемира Балагова из Кабардино-Балкарии.

Теснота



3. Российские режиссеры и европейские продюсеры перестали бояться друг друга

Нельзя не порадоваться тому факту, что отечественные кинематографисты понемногу учатся договариваться с европейскими фондами и студиями и заинтересовывать последних своими проектами. Число полноценной копродукции в конкурсе Кинотавра по сравнению с прошлым годом выросла ровно в два раза. Если в прошлом году был только один фильм совместного производства, «Зоология», то в этом уже два – «Аритмия» Бориса Хлебникова (Россия - Финляндия – Германия и фонд «Евримаж») и «Заложники» Резо Гигинеишвили (Россия – Грузия – Польша).

Аритмия



4. Российское кино решительно пытается слезть с иглы государственных субсидий

Это наиболее важная подробность, которую первыми уловили отборщики Кинотавра. 9 из 14 фильмов конкурса сняты без поддержки государства. Три фильма конкурса получили субсидии Министерства культуры («Аритмия», «Жги», «Три сестры»), две – Фонда Кино («Блокбастер», «Рок»), а все остальные картины сняты на деньги независимых источников.
Поскольку это, действительно, невероятно важно, прочитайте, что об этом говорит Ситора Алиева: «Можно сказать, что на наших глазах происходит неожиданное изменение отечественного индустриального пейзажа, который совсем недавно представлял собой просто относительно цивилизованную очередь к госбюджету. Именно это формировало и внутренний творческий самозаказ, и профессиональный конформизм, и прочие перверсии, неизбежные при такой жесткой связке художника и государства. Но сегодня многие авторы готовы изменить сложившуюся практику создания фильма в нашей стране. Они придумывают идеи, которые способны заинтересовать сторонних инвесторов, которые убедительны и не требуют гигантских бюджетов. Это абсолютно новая ситуация, и в ней задействованы разные поколения режиссеров. Подобный отказ от денег государства доказывает, что в наше кино возвращается имманентное желание авторов быть свободными в своих сюжетах и трактовках – прошлого, настоящего и будущего».

Мертвым повезло



5. Мы другие, мы вне системы

Президент фестиваля Александр Роднянский уверен, что стоит присмотреться внимательнее к новому поколению режиссеров, потому что они и есть – ростки нашей новой кинематографии. «Новые русские режиссеры не только молодые. Они д р у г и е. Инфантильны. Почти напрочь лишены рефлексии. Они снимают фильмы, стремясь включить в экранное творение весь, пусть небогатый, но все же собственный опыт. Их насмотренность бессистемна, хаотична. Их представления о кинематографической классике, увиденной на домашнем компьютере, сильно отличаются от общепринятых. И им абсолютно не нужны деньги Министерства культуры и Фонда кино», - говорит он, и это воодушевляет.
Одним из таких внесистемных фильмов в конкурсе «Кинотавра» будет «Прорубь» Андрея Сильвестрова – экспериментальная картина на стыке кино и медиа-арта.

Кинотавр-2017: 10 фактов о новейшем российском кино



6. Кино все возрасты покорны

Хотя в целом Кинотавр явно помолодел, смена поколений, которую замечают организаторы, не в первую очередь зависит от возраста. Среди дебютантов в конкурсе 24-летний Иван Шахназаров, 38-летний Кирилл Плетнев и 56-летний Алексей Рыбин, музыкант из первого состава группы «Кино». Всего из 14 картин – 7 дебютов. Кроме того, еще два фильма по европейским меркам тоже можно считать дебютами, поскольку они являются вторыми фильмами режиссеров. Самый возрастной участник Кинотавра - Юсуп Разыков, автор более трех десятков кино- и телекартин. В конкурсе его картина «Турецкое седло».

Турецкое седло



7. Будь режиссером, даже если ты токарь

Продолжается тенденция пополнения рядов российских режиссеров, пришедших из других профессий. В кино идут не только выпускники киношкол. Режиссерами становятся кинокритики (Роман Волобуев «Блокбастер», Ким Белов «Акадо» - участник короткого метра), актеры (Кирилл Плетнев «Жги», Ксения Зуева «Близкие»), музыканты (уже упомянутый Алексей Рыбин «Скоро все кончится»), театральные постановщики (Александр Молочников «Мифы о Москве»), в нынешнем конкурсе есть даже один режиссер-медицинский работник. Мы считаем эту тенденцию прекрасной и убеждены, что настоящий кинорежиссер имеет за плечами не только жизненный опыт, но и первое высшее образование в другой сфере, как например Алексей Попогребский, закончивший психологический факультет МГУ или Сергей Лозница – по образованию математик.

Скоро все кончится



8. Самый быстрый способ выбиться в люди – выиграть короткометражный конкурс Кинотавра

Кинотавр в очередной раз показал, как он открывает новые имена. В основном конкурсе этого года друг с другом будут соревноваться два победителя короткометражной программы прошлых лет. Вадим Валиуллин в том году взял главный приз короткого метра с фильмом «Кредит», Кирилл Плетнев – уехал с точно такой же наградой в 2015 (картина «Настя»). Два других конкурсанта Иван Шахназаров и Виталий Суслин тоже в прошлом году показывали в Сочи свои короткометражки. И все мы помним, конечно, что ранее подобный трюк проделывали Юрий Быков, Жора Крыжовников, Иван Твердовский, Нигина Сайфуллаева – все они «вышли» из короткого метра.

Жги



9. Короткий метр стал короче

Будущим участникам на заметку: у вас гораздо больше шансов попасть в программу, если ваше кино идет 10 минут (таких работ в этом году было 98). Уменьшение регламентного хронометража – политика фестиваля. За счет этого в этом году в короткометражном конкурсе уже не 21, а 28 работ, отобранных из 480 присланных. Среди них фильм Оксаны Карас «Как большие», «Тупик» Антона Сазонова, «Акадо» Кима Белова, бывшего уже главного редактора GQ, и два фильма с названием «Пассажир».



10. Главное мерило успеха по-прежнему крупные международные кинофестивали

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева выходит в российский прокат сразу после Каннского фестиваля, 1 июня, и не будет закрывать Кинотавр, как это происходило с двумя предыдущими фильмами Звягинцева. Продюсер картины Александр Роднянский прокомментировал решение тем, что компания не хочет тратить лишние средства на рекламу и раскрутку фильма уже после того, как каннское эхо затихнет. Тем не менее, «Нелюбовь» покажут в Сочи в рамках специального события. В конкурсе же - другая российская картина из программы надвигающихся Канн – «Теснота» Кантемира Балагова. И, конечно, будут «Заложники» Резо Гигинеишвили - фильм из внеконкурсной программы минувшего Берлинале. Из плохих новостей: фильм «Война Анны» Алексея Федорченко еще не готов, он заявлен лишь в рамках новой деловой программы Кинотавра Work-in-progress, где покажут отрывки из него. Другой ожидаемый проект, «Маяковский» Александра Шейна, наоборот, готов, но по-слухам, слишком хорош, чтобы его «светить» на российском фестивале – ему желают лучшей судьбы. Впрочем, эта новость, скорее, хорошая.

Кинотавр-2017: 10 фактов о новейшем российском кино

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
боевик, детектив, мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, мелодрама, экранизация
Франция, 2017
драма, триллер, фильм ужасов
Испания, 2017
комедия, мелодрама
Дания, 2016
комедия, криминальный фильм, мистика
США, 2017
драма, социальная драма
Великобритания, США, 2017
драма, социальная драма, экранизация
США, 2017
все фильмы в прокате >>