Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Людмила Мержанова

Людмила Мержанова (Людмила Эрлих) биография
Годы жизни
Категория
Актриса
Театр

Мержанова Людмила Владимировна

Людмила Ароновна Эрлих

17 августа 1918, Алчевск — 17 апреля 2008, Москва.

Артистка балета.
Заслуженная артистка РСФСР (15.08.1963).

Отчим – Арон Исаевич Эрлих – писатель, литсотрудник газеты «Правда». Будучи ученицей Московского театрального училища (окончила его в 1936), первой исполнила партию Мулатки в «Танце мулатки и шестнадцати негров» на премьере балета Большого театра «Три толстяка» В. А. Оранского.

В 1936–1949 годах - артистка Большого театра.

В 1940–60-е выступала на эстраде с солистом балета Большого театра А.М. Руденко и солистами балета Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко А.М. Соболем, А.В. Чичинадзе. Постоянный партнер на эстраде – артист балета Большого театра Н.Д. Лихачев. В концертном репертуаре были хореографические номера: «Рассказ о корейской девушке» (балетмейстер К.Я. Голейзовский), «Борьба за мир» на музыку М.И. Блантера, С.С. Туликова (балетмейстер Р. Захаров), «Тачанка» (поставлен А. Олениной).
С 1954 года постоянный партнер – Б.К. Зданевич (бывший ведущий танцовщик Туркменского театра оперы и балета). Вместе с ним она исполняла хореографические номера «Гимн солнцу» на музыку С. Скотта (балетмейстер Н.А. Анисимова), «Татарский романс» на музыку Н. Жиганова (балетмейстер Х. Мустаев), «Концертный вальс» на музыку А. Мадера (балетмейстер В. Вайнонен), «На прогулке» (музыка И. Штрауса, постановка Б. Фенстера).

Похоронена на Новодевичьем кладбище (6 участок) рядом с мужем, летчиком, Героем Советского Союза Маврикием Трофимовичем Слепнёвым (1896-1965).
театральные работы
Первая исполнительница партии Апельсина в танце «Три апельсина и арап» (1945, «Золушка» С.С. Прокофьева).
Основные партии: Белая кошечка («Спящая красавица» П.И. Чайковского), Светлана («Светлана» Д.Л. Клебанова), Невеста Летики («Алые паруса» В.М. Юровского), Пиккилия («Дон Кихот» Л. Минкуса), 3-я вариация в картине «Тени» («Баядерка» Минкуса), Лиза («Тщетная предосторожность» Доберваля), Изящная куколка («Щелкунчик» Чайковского).
Исполняла танцы: Венецианский (1938, «Лебединое озеро» Чайковского), Татарский («Светлана»).
призы и награды
В 1958 году дуэт Мержановой и Зданевича удостоен диплома 1-й степени на 3-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

последнее обновление информации: 11.01.15

'Танец на эстраде'

...В 1949 году на московскую эстраду перешла работать солистка Большого театра Людмила Владимировна Мержанова (1918). Еще ученицей Московского хореографического училища Мержанова с успехом станцевала "Танец мулатки и шестнадцати негров" в школьном спектакле "Три толстяка". Балет был поставлен Игорем Моисеевым с учетом опыта эстрадной хореографии 20-х и 30-х годов. Дальнейшие успехи талантливой ученицы, а затем и солистки Большого театра в академическом репертуаре не заслонили воспоминания о ее удачном дебюте, тем более что "Танец мулатки" ей пришлось исполнять и тогда, когда балет "Три толстяка" вошел в репертуар Большого театра.

Было еще одно концертное выступление, в котором Мержанова порадовала своеобразием пластики и непосредственностью выраженных чувств. Вместе с Н. Орловской она станцевала "Тачанку", поставленную их же коллегой - А. Олениной.

Номер покорял свежестью пластического видения и современностью решения. В хореографии нередко наблюдается то же явление, что бывает и в литературе: случается, писатель исчерпает себя в первой, многообещающе талантливой работе. По-видимому, и Оленина выплеснула в "Тачанке" все, что могла высказать. Но посеянные ею зерна проросли в творчестве других, в частности в исполнительской манере Мержановой, сочетавшей энергию внутреннего посыла со спортивной, целенаправленной простотой пластики.

В свое время этот стиль был найден ленинградской балериной Ольгой Мунгаловой. Ольга Лепешинская внесла в него свойственное ей молодое озорство, создав амплуа советской инженю. Она пришла к этому образу на опыте своих концертных выступлений и перенесла характерные для него черты и в театральные роли, в частности комсомолки Светланы, героини одноименного балета.

Для Мержановой этот стиль танца был в какой-то мере заимствованным. Однако он оказался органичным в ролях спектаклей на современные темы (ей также довелось исполнять роль Светланы) и помог найти нужный контакт с аудиторией эстрадных концертов.

У Мержановой сложился изрядный концертный репертуар. Она выступала с А. Рудеико, А. Соболем, А. Чичинадзе. Но на эстраду она перешла вместе с танцором Большого театра Н. Лихачевым. Они исполняли фрагменты классических балетов (па-де-де из "Дон Кихота" и "Щелкунчика"), где она могла блеснуть виртуозной техникой, главным своим козырем в первое время работы на эстраде. Исполняли они и концертные миниатюры на музыку И. Штрауса и И. Дунаевского, необычайно танцевальную и поэтому несколько затанцованную. Но Мержанова умела внести и в эти номера долю своеобразия.

В 40-х годах еще было сильно впечатление от фильма "Большой вальс". Все хореоинтерпретаторы музыки Штрауса изображали обитателей старой Вены - более или менее шикарных фатов, светских львиц, жеманных мещаночек.

Мержановой в творчестве Штрауса была близка стихия веселья. Она воплощала ее легкостью и совершенством своего танца, партерного и воздушного. Так же как и Смирнова, Мержанова обладала даром природного верчения: вместе с партнером она могла делать до двадцати пируэтов. Выполняемые ею поддержки поражали Fie столько элементами акробатики, сколько темпом, динамикой и техникой исполнения.

Принеся на эстраду культуру академического балета и прочно завоевав репутацию одного из лучших хореографических дуэтов, много и плодотворно работающих (См.: Шевцов В. Два эстрадных вечера.- "Веч. Москва", 1952, 20 ноября.) в жанре виртуозного классико-акробатического танца, Мержанова и Лихачев стали осваивать и другие разновидности эстрадного танца, более способные, по тогдашним понятиям, отражать современность.

"Рассказ о корейской девушке" явился откликом на события в Корее. Талант К. Голейзовского проявился и здесь, в несвойственном ему жанре сюжетно-игровой миниатюры, с обязательными пантомимическими эпизодами, с реалистической последовательностью развития действия. Интереснее всего получилась обаятельная игра с веерами (номер начинался картиной мирной жизни) и сложнейший акробатический дуэт борьбы героини с американским летчиком.

В этом номере, как и в некоторых других номерах Мержановой и Лихачева, актеры исполняли по нескольку ролей - перенасыщенность драматургическим действием диктовала увеличение числа персонажей.

"Борьба за мир", поставленная Р. Захаровым на музыку песен М. Блантера и С. Туликова, представляла собой двухчастный номер: игровая часть - свидание девушки и моряка-фронтовика (одетых в бытовые костюмы) - завершалась после музыкального антракта танцевальным эпизодом, символизирующим борьбу за мир. Идея эпизода воплощалась не только переменой костюмов (белый хитон танцовщицы с пальмовой ветвью), но и пластикой - заключительная поддержка воспроизводила силуэт хорошо знакомого в те годы всем "Голубя мира" Пикассо и помогала зрителям понять замысел балетмейстера.

Начиная с 1954 года партнером Мержановой стал Борис Зданевич, до этого ведущий солист Ашхабадского театра оперы и балета. Помимо прежнего репертуара они создали номера, основанные на народной хореографии, тем самым отдав дань общей тенденции развития советского танцевального искусства.

"Гимн солнцу" (музыка С. Скотта) был поставлен Н. Анисимовой на пластике индийского классического танца. В "Татарском романсе" (музыка Н. Жиганова) балетмейстер X. Мустаев использовал элементы народного татарского танца.

В 1958 году Мержанова и Зданевич приняли участие в Третьем Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Они исполняли "Татарский романс", шуточно-игровую миниатюру "На прогулке" (музыка И. Штрауса, постановка Б. Фенстера) и виртуозный "Концертный вальс" (на музыку А. Мадера). Вальс был поставлен В. Вайноненом в какой-то мере по схеме па-де-де из "Дон Кихота" - с бравурным выходом обоих партнеров, с их сольными кусками (причем танцовщица делала тридцать два фуэте), с темповой кодой, заключающейся многими верховыми поддержками, так называемыми "завесками". У Мержановой были очень сильные руки: она могла во время подъемов (с переносом на 180 или 360 градусов) помогать партнеру, выжимаясь на его руках. Никому не удавалось в то время выполнять эту поддержку столь эффектно.
Номера Мержановой и Зданевича завоевали диплом первой степени, но лауреатом конкурса стал один Зданевич. По возрасту Мержанова могла принимать участие в соревновании лишь в качестве партнерши...

Шереметьевская Н.В.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники