Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Служебный роман вне времени и пространства на сцене театра Сатиры

Собака на сене
фото: Сергей Милицкий

Историю богатой вдовы, влюбившейся в собственного секретаря, вопреки его статусу и социальному положению, и все-таки обретшей с ним счастье, большинство из нас знает не столько из книги Лопе де Вега, сколько из идеального во всех отношениях музыкального фильма Яна Фрида 1977 года. Терехова, натурально разбивающая нос Боярскому в порыве страсти, великолепные песни (золотой фонд советской эстрады) – история не Золушки, но принцессы, всё-таки отыскавшей принца, пусть и сквозь страдания, ревность и обиды. Кто из нас не пересматривал этот фильм, уткнувшись в платочек, с мечтами, что и его настигнет такая же любовь и счастье до небес?

На сцене театра Сатиры слагаемые иные: вместо Тереховой - Подкаминская, вместо Боярского - Барило, посмотрим, изменилась ли в итоге сумма. Павел Сафонов, режиссер постановки, уверяет: ничего общего ни с фильмом, ни с другими спектаклями по этой пьесе он ставить не собирался, хотел сотворить нечто вне времени и пространства, избегая средневековых параллелей и просто погружая зрителя в мир любви и целеустремленности к мечтам.

Собака на сене
фото: Сергей Милицкий

Немалую помощь в этом ему оказал Мариюс Яцовскис, отвечающий за декорации. Никаких дворцов, лепнины и прочих вычурных элементов старинного антуража. На авансцене – клетки с птицами и кадки с цветами, чуть левее от зрителя письменный стол – пожалуй, один из главных участников событий, хранитель тайн всех переписок госпожи и секретаря. А в глубине высоченная стенка – не то стеллаж, не то соты, состоящие из деревянных частично застекленных рам. По ним, как по лестнице, очень удобно взбираться наверх, в порывах разрывающих душу страданий, в попытках убежать от проблем, а через стекло – безопасно подглядывать, когда ловко запущенная кем-то интрига набирает обороты и обрастает подробностями. В общем, сооружение действительно функциональное и очень современное. Даже, возможно, немного «офисное», что еще больше позволяет забыть о возрасте пьесы и наблюдать за вполне себе актуальным «служебным романом».

Евгения Панфилова, художник по костюмам, в свою очередь, тоже не ударилась в кринолиновое безумие и не пала жертвой крахмальных воротничков. Штаны с мотней и красные кроссовки у Теодоро и Тристана, безукоризненный брючный костюм аля амазонка для Дианы, кричащие «павлиньи» одеяния именитых поклонников – Графа Федерико и Маркиза Рикардо, – все работает на общую идею, не выделяется, но подчеркивает и дополняет происходящее.

Собака на сене
фото: Сергей Милицкий

Костюмы Дианы – отдельный восторг, равно как и её парики или мгновенно меняющиеся прически. В пьесе (и в фильме) смена ее настроения передавалась только за счет реплик и актерской игры, Павел Сафонов с командой пошли дальше – и всякий раз графиня преображается вся. От воздушной и взлохмаченной в пеньюаре до строгой и неприступной в вечернем платье, от по-мальчишески гладко зачесанной в белоснежном костюме до кудрявой и кокетливой в невесомом, почти что свадебном наряде. Она как ветер в необъятном океане несет то счастье парусам, то горе морякам, то игрива, легка, и почти беззвучна, то, словно буря, сметает все на своем пути. Подкаминская искрится в этой роли. Ей подвластны любые оттенки настроения и нюансы поведения. Королева правит бал. А что же свита?

Андрей Барило в роли Теодоро оставил двойственные впечатления. В начале постановки внешний вид и манеры его героя к влюбленности высокородной дамы, мягко говоря, не располагают. На нем вытянутая бесформенная черная футболка, словно он не секретарь, а разнорабочий, между делом попавший в дом, поведение развязное, отнюдь не свойственное пусть и безродному, но отлично образованному человеку, чрезмерное волнение. Образ не считывается до конца, мотивы поступков необъяснимы. Однако по ходу спектакля стиль персонажа становится строже, проявляется толика интеллигентности, зачатки благородства, благопристойные манеры. И вдруг наконец-то становится понятно, что не только ревность к служанке вдохнула чувства в сердце графини, а и сам объект вполне себе достоин душераздирающих эмоций.

Собака на сене
фото: Сергей Милицкий

Все остальные персонажи прекрасны, даже эпизодические: образы яркие, отточеные до мелочей, каждый на своем месте. Марсела (Светлана Малюкова) – хрупка и обидчива, но все же тверда и уверена в себе, Тристан (Олег Кассин) – настоящий слуга, верный, преданный, и, конечно же, изворотливый и не лишенный сноровки, оба незадачливых жениха граф Федерико (Константин Карасик) и Маркиз Рикардо (Михаил Владимиров), погрязших то в борьбе за сердце вдовы, то в собственных кознях против Теодора – и комичны, и милы одновременно. В общем, ансамбль действительно удачный, звучит и играет слаженно, словно по нотам. Кстати, за музыкальную составляющую в спектакле отвечал Фаустас Латенас, написавших немало потрясающей музыки для театральных постановок, в частности «Евгений Огенин» и «Царь Эдип» (театр им. Вахтангова), «Тартюф» (театр на Малой Бронной) и другие.

Через два года пьесе Лопе де Вега «Собака на сене» исполнится 400 лет, но время не сказывается на ней. Произведение по-прежнему актуально, смотрится с большим воодушевлением, доставляет радость зрителям, а актерам – возможность раскрыть новые грани таланта. Постановка Павла Сафонова в театре Сатиры – главное тому подтверждение.

Собака на сене
фото: Сергей Милицкий

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 2
Galina Romanova   31.03.2017 - 01:12
Спектакль ' Собака на сене" показался не интересным. Скучно, долго, много разговоров, не хватает яркости, юмора, эмоций. Актеры очень понравились. Но одежда на мужчинах вызывает тоску. В амфитеатре... читать далее>>
№ 1
Вася-Василёк   6.02.2017 - 14:23
О спектакле "Собака на сене" (А.Барило (Т.) и Н.Швец роли Дианы) : Невозможность мало-мальски продуманной концепции режиссёра и звукорежиссёра приводит к тому, что интонации сцен.речи актёров... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
боевик, детектив, мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, мелодрама, экранизация
Франция, 2017
драма, триллер, фильм ужасов
Испания, 2017
комедия, мелодрама
Дания, 2016
комедия, криминальный фильм, мистика
США, 2017
драма, социальная драма
Великобритания, США, 2017
драма, социальная драма, экранизация
США, 2017
все фильмы в прокате >>