5 спектаклей конкурсной программы: от Диденко до Рыжакова
На этой неделе подвели итоги «Золотой маски» - и лауреаты, как водится с фестивалями и премиями, одних устроили, других расстроили. Для участия в увлекательной дискуссии, кому же надо было дать на самом деле, желательно отсмотреть весь конкурс, а раз не сложилось - то нечего и лезть. Однако фестивали и премии интересны не только и не столько красивыми статуэтками, но и аккумуляцией смыслов и чаяний сегодняшнего искусства. Отсмотренные спектакли «Золотой маски» внезапно объединены интересом к категории мифа.
«
Гроза»,
БДТ (Санкт-Петербург)
Лауреат: работа режиссера (Андрей Могучий)
Номинации: Драма / спектакль большой формы, работа художника (Вера Мартынова), работа художника по костюмам (Светлана Грибанова), женская роль второго плана (Мария Лаврова), мужская роль второго плана (
Анатолий Петров)
Худрук БДТ
Андрей Могучий придумал ставить классический текст Островского допсихологически: напевная площадная архаика тут сочетается с музыкой Александра Маноцкова, а действие спектакля практически не покидает просцениума - за спинами артистов в графичных нарядах зияет глубокая чернота, которую с нарастающей частотой разрезает гроза (и видно, например, статуи апокалиптических лошадей). В формате своего рода кукольного театра история Катерины (
Виктория Артюхова, недавно зачисленная в БДТ) не отдаляется от современности, а максимально к ней приближается. В полумифическом пространстве «Грозы» Могучего чувствуется предгрозовая духота, а деревенские суеверия легко перенести в эпоху победившего интернета и зомбоящика. Монолог Феклуши про далекие страны, где обитают люди с песьими головами, а землей правят Салтаны турецкий и персидский, так и вовсе звучит современно: «
У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по-нашему закону так выходит, а по-ихнему всё напротив».
«
Утиная охота»,
Et Cetera (Москва)
Номинации: Драма / спектакль большой формы, работа режиссера (Владимир Панков), мужская роль (Антон Пахомов), работа художника (Максим Обрезков)
Если
Вампилов раскручивал историю Зилова (
Антон Пахомов) с конца, из-за чего пьеса напоминала экзистенциальный детектив (ключевое слово - экзистенциальный), то режиссер
Владимир Панков идет еще дальше, придавая происходящему на сцене практически мифическое измерение. Трио старух, незримо сопровождающее Зилова, подобно мойрам, напоминают о том, что «жизнь, в сущности, проиграна», а ближе к финалу оказываются парафразом трех любимых женщин, выполняющих в жизни героя трудно сочетаемые функции, - заботливой жены, страстной любовницы и чистой девочки. Вдобавок идет непрекращающийся дождь, отголосок того, что лил 40 дней и 40 ночей, - и единственной тварью, которая осталась без пары в этом торжестве конформизма и уюта, оказывается как раз Зилов, тяготящийся всего и всех.
Читать рецензию
«
Пустота»,
Театр юного зрителя (Тверь)
Номинации: Драма / спектакль большой формы, работа режиссера (Талгат Баталов), мужская роль (
Андрей Иванов), работа художника (Ольга Никитина), работа художника по свету (Дмитрий Зименко)
Талгат Баталов ставит пьесу
Максима Черныша как театральный ситком, как буддистский коан на языке белых воротничков образца «Духless»: люди в фанерных декорациях переживают множественный опыт пустоты, натыкаясь на дыру в области работы, семьи, амбиций и внутренней гармонии. Здесь собраны все сюжеты корпоративной мифологии: улучшающая тонус интрижка, бегство на природу, демонстрация свободы в ситуации строгой иерархии, дежурное уничтожение слабых, сентиментальные воспоминания о детстве в обнимку с не приносящими счастьями миллионами. Режиссерская фантазия насыщает этот сериал, где никого не жалко, запоминающимися аттракционами, и главный из них, конечно, припасен на финал: если долго кидать мячики от пинг-понга в пустоту, однажды она бросит шарик в тебя.
«
Саша, вынеси мусор»,
Центр им. Вс. Мейерхольда (Москва)
Номинации: Драма / спектакль малой формы, работа режиссера (Виктор Рыжаков), работа драматурга (Наталья Ворожбит).
Пьеса киевского драматурга
Натальи Ворожбит - о женском взгляде на войну: зажатые между стеной и первым рядом
Светлана Иванова-Сергеева и
Инна Сухорецкая вспоминают покойного мужа и отца (
Александр Усердин), который обидчиво огрызается с того света. Режиссер
Виктор Рыжаков приглашает зрителя то ли к ним в гости - при входе в зал гостеприимно накрыт стол, - то ли в музей одной семьи - перед спектаклем будущий покойный стоит как экспонат у стены. «Саша» не только об отчаянно-шутливом заговаривании потери, но и о чём-то необъятном, ирреальном - война призывает как живых, так и мертвых, а пустяки из жизни Саши со временем обращаются подвигами. Сиюминутное и вечное в тексте Ворожбит идут рука об руку, но даже в формате лаконичного спектакля передает растерянность перед людоедской логикой войны.
«
Молодая гвардия», Театр «
Мастерская» (Санкт-Петербург)
Номинации: Эксперимент / спектакль, мужская роль второго плана (Максим Фомин)
На примере «Молодой гвардии» Фадеева режиссеры
Максим Диденко и
Дмитрий Егоров то ли развенчивают, то ли реконструируют, то ли просто рассматривают под лупой миф, сочиненный Фадеевым на базе реальной истории. Первый акт («Миф»), поставленный Диденко, пластично, шумно и телесно его воспроизводит (участником повествования становится и сам Фадеев в исполнении
Максима Фомина). Во втором («Документ») Дмитрий Егоров и слаженный ансамбль «Мастерской» говорит цитатами из писем, дневников и радио-выступлений участников и свидетелей. Третий акт («Жизнь») воспроизводит экскурсию, которую можно услышать в Краснодоне: на экране сменяются фотографии главной улицы, музея «Молодой гвардии», застенок, где пытали ребят, шурфа - куда сбросили тела ребят, холмов, на которых год назад стояли российские танки.
«Молодая гвардия» Диденко и Егорова, в первую очередь, предлагают подумать об истории и мифологизации, о подвиге и выборе, об элементах пропаганды и других сопутствующих темах. Между первым и вторым действием артист Фомин выходит на сцену и начинается общаться с залом. Включается свет, люди рассказывают, когда и почему читали «Молодую гвардию», считают ли они действия краснодонских подпольщиков подвигом, а был ли у них выбор. Не сразу, но зрители вступали в диалог. Пожилой мужчина с задних рядов раздраженно утверждал, что стране нужна отлаженная идеологическая машина, иначе быть беде. Две женщины роптали: мы пришли поговорить об искусстве или о политике?
Между тем, это самый важный разговор, который может предложить зрителю (да и артисту) искусство: не случайно в финале показана нарезка диалогов с молодыми актерами и актрисами, которые «Молодую гвардию» не читали. Искусство - это всегда разговор о сегодня, иногда - буквально, чаще - через призму памяти, литературы, мифа. Диденко и Егорову выстроить многослойную конструкцию, предполагающую множество точек зрения, и увенчали её предсмертной запиской Фадеева, копии которой раздают зрителям. В прощальном письме писатель сетует, что невозможно говорить правду в литературе, она «
отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа». А иерархия человеческих ценностей, как показывает история, не отличается постоянством - времена не выбирают.
обсуждение >>