Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Во МХАТе состоялась премьера мистерии «Каин»

Театральная хроника >>

4 апреля 1920 года в МХАТе состоялась премьера мистерии «Каин» в постановке К. С. Станиславского, художник -Н. А. Андреев. Роль Каина играл Л. М. Леонидов, роль Евы - А. Шереметьева, роль Люцифера - В.Ершов.
21 мая 1920 года был сыгран последний (8-й) спектакль «Каина».
Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея. Бродская Г.Ю.: «Критики премьеры писали, что ритм спектакля не соответствовал ритмам эпохи, что эпоха не может узнать себя и своего героя в Каине Леонидова и что «Каина» убил внутренний, психологический натурализм. Они сожалели, что у Леонидова, привычно «опиджачившего» своего героя, не вышло первого революционера духа и мысли, которого так все ждали от Художественного. Новая методика, опробованная в «Каине», не подключала актеров к высшим силам, как задумывал Станиславский. Напротив, упражнения, которые проделывали исполнители ролей в спектакле, «посылая» и «отзывая» прану — духовную энергию — из мышц, предварительно их освободив, актеров обезволивали.
Даже верные друзья Художественного театра, оправдывавшие его за смелость обращения к такой несценичной вещи, как поэма для чтения Байрона, испытывали «опечаленное смущение», глядя на «величественные движения», выполняемые в замедленном темпе, якобы соответствовавшие важности мировой мистерии.
Более других оценил подвиг Станиславского в «Каине» как попытку уйти от «сверчков», «гибели надежд», «зеленых колец», «узоров из роз», которыми увлекались экспериментировавшие в революционную эпоху студии Художественного театра, Мейерхольд, профессионал, нашедший свое место в революционном искусстве. «Резкий порыв к освобождению от всей этой слащавой идиллии — в "Каине"», — писал Мейерхольд в статье 1921 года «Одиночество Станиславского». Но и он считал: "Каин» — трагическая неудача «великого Мастера"»
К.С. Станиславский: «Сырой, незаконченный спектакль не имел успеха. Тем не менее польза от него была. Я снова сделал для себя два очень важных — не новых для других — открытия.
Во-первых, скульптурный принцип постановки, заставивший меня обратить внимание на движения артистов, ясно показал мне, что мы должны не только уметь хорошо, в темпе и ритме, говорить, но и должны уметь так же хорошо и в ритме двигаться; что для этого есть какие-то законы, которыми можно руководствоваться. Это открытие послужило мне толчком для целого ряда новых исследований.
Во-вторых, я на этот раз особенно ясно познал (то есть почувствовал) преимущество для актера скульптурного и архитектурного принципов постановки».
Подписаться на рассылку новостей
театры
"В театре мне стало неинтересно..."

"В театре мне стало неинтересно..."

Ангелина Иосифовна Степанова ушла из МХАТ 28 августа 1992 года. Новых ролей не было, старые спектакли, в которых она была занята, одряхлели. "Тартюф", поставленный Анатолием Эфросом (она играла госпожу Пернель), развалился.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
20 апреля
ТВЦ
21 апреля
Первый канал
21 апреля
21 апреля
Россия 1
21 апреля
ТВЦ
22 апреля
СТС
22 апреля
Домашний
22 апреля
СТС
23 апреля
Россия 1
24 апреля
СТС